Пояснения к Церковному календарю

Седмичный богослужебный круг

Пра­во­слав­ная Цер­ковь каж­дый день неде­ли по­свя­ща­ет ка­ко­му-ли­бо важ­но­му со­бы­тию или осо­бо по­чи­та­е­мо­му свя­то­му.

  • В вос­кре­се­нье (пер­вый день сед­ми­цы) Цер­ковь вос­по­ми­на­ет и про­слав­ля­ет Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.
  • В по­не­дель­ник про­слав­ля­ют­ся бес­плот­ные си­лы – Ан­ге­лы, со­здан­ные преж­де че­ло­ве­ка, бли­жай­шие слу­ги Бо­жии.
  • Во втор­ник про­слав­ля­ет­ся свя­тый Иоанн Кре­сти­тель, как боль­ший из всех про­ро­ков и пра­вед­ных.
  • В сре­ду вос­по­ми­на­ет­ся пре­да­тель­ство Гос­по­да Иудою и, в свя­зи с этим, со­вер­ша­ет­ся служ­ба в па­мять Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В чет­верг про­слав­ля­ют­ся свя­тые Апо­сто­лы и свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец.
  • В пят­ни­цу вос­по­ми­на­ют­ся Крест­ные Стра­да­ния и смерть Спа­си­те­ля и со­вер­ша­ет­ся служ­ба в честь Кре­ста Гос­под­ня (день пост­ный).
  • В суб­бо­ту – день по­коя – про­слав­ля­ют­ся Бо­жия Ма­терь, Ко­то­рая убла­жа­ет­ся и еже­днев­но, пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, му­че­ни­ки, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные и все свя­тые, до­стиг­шие упо­ко­е­ния в Гос­по­де. Так­же по­ми­на­ют­ся все усоп­шие в ис­тин­ной ве­ре и на­деж­де на вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную.

Составление календаря

Что та­кое пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь? Го­во­ря ко­рот­ко, это си­сте­ма, ко­то­рая объ­еди­ня­ет го­до­вой цикл пе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков (все они «при­вя­за­ны» к са­мо­му глав­но­му – Па­схе) с цик­лом непе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков и буд­ня­ми.

Се­го­дня ве­ру­ю­щие обыч­но по­ку­па­ют пе­чат­ные ка­лен­да­ри или же поль­зу­ют­ся элек­трон­ны­ми. А ведь еще в кон­це XIX ве­ка мно­гие рус­ские ма­ло­гра­мот­ные кре­стьяне мог­ли в бук­валь­ном смыс­ле на паль­цах объ­яс­нить, как – не при­бе­гая к по­мо­щи книг – опре­де­лить да­ту Пас­хи (а зна­чит, и всех осталь­ных тор­жеств).

Это важ­ное уме­ние пе­ре­да­ва­лось из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По­дроб­ный ка­лен­дарь тра­ди­ци­он­но ни­кто не со­став­лял: в боль­шин­стве хра­мов устав­щи­ки об­хо­ди­лись Ти­пи­ко­ном (Бо­го­слу­жеб­ным уста­вом) и Ме­ся­це­сло­вом (пе­реч­нем дней па­мя­ти свя­тых), ко­то­рые из­да­ва­ла то­гда Ака­де­мия на­ук по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Си­но­да.

Це­лост­ная кар­ти­на скла­ды­ва­лась в го­ло­вах свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, а не на бу­ма­ге. Впро­чем, несмот­ря на от­сут­ствие острой необ­хо­ди­мо­сти, в том же XIX ве­ке в Рос­сии уви­де­ли свет пер­вые пе­чат­ные ка­лен­да­ри. Их под­го­тов­кой по­на­ча­лу за­ни­ма­лись част­ные из­да­те­ли.

Од­ним из тех, кто пре­успел на но­вом по­при­ще, был пуб­ли­цист, ар­хео­лог, пи­са­тель Алек­сей Гат­цук. На про­тя­же­нии пят­на­дца­ти лет он вы­пус­кал зна­ме­ни­тый «Крест­ный ка­лен­дарь» (чи­та­те­ли за­гля­ды­ва­ли в него глав­ным об­ра­зом при на­ре­че­нии мла­ден­цев – подыс­ки­ва­ли под­хо­дя­щие име­на).

Пе­ре­ме­ны про­изо­шли толь­ко в XX ве­ке, точ­нее, по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. Ка­лен­да­ри, ко­то­рые до са­мой сво­ей кон­чи­ны пе­ча­тал свя­ти­тель Ти­хон, уже име­ли при­выч­ный для нас вид. В 1931 го­ду из­да­тель­скую де­я­тель­ность воз­об­но­вил (про­дол­жа­лась до 1935 го­да) мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский).

«На­вер­ху» за­яви­ли: ли­бо «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», ли­бо ка­лен­дарь. Бу­ду­щий пат­ри­арх вы­брал пер­вое. При этом он в каж­дом но­ме­ре жур­на­ла по­ме­щал «сет­ку» буд­ней и празд­ни­ков на два ме­ся­ца впе­ред. За­тем был по­чти де­ся­ти­лет­ний пе­ре­рыв, за­вер­шив­ший­ся встре­чей Ста­ли­на с мит­ро­по­ли­та­ми.

А с 1944 го­да до се­го­дняш­не­го дня цер­ков­ный ка­лен­дарь вы­пус­ка­ет­ся ре­гу­ляр­но.Ин­те­рес­но, что со­став­лять ка­лен­дарь на оче­ред­ной год на­чи­на­ют за 17-18 ме­ся­цев до его на­ча­ла (ска­жем, на 2020 год – ран­ней осе­нью 2020 го­да). Это до­ста­точ­но тру­до­ем­кий про­цесс.

– Как про­хо­дит ра­бо­та? По­че­му она за­ни­ма­ет так мно­го вре­ме­ни?

– В первую оче­редь нуж­но опре­де­лить да­ту Пас­хи. Для это­го об­ра­тим­ся к Ти­пи­ко­ну. Там есть гла­ва, по­свя­щен­ная 532-лет­не­му пас­халь­но­му цик­лу (ин­дик­ти­о­ну). На­хо­дим год, на ко­то­рый в дан­ный мо­мент со­став­ля­ет­ся ка­лен­дарь. Каж­до­му го­ду со­от­вет­ству­ет так на­зы­ва­е­мый «ключ гра­ниц» – он ука­зан ря­дом.

Предлагаем ознакомиться  Расстреляли с автомата людей

Это од­на из 35 букв цер­ков­но­сла­вян­ско­го ал­фа­ви­та (Вос­кре­се­ние Хри­сто­во мо­жет вы­пасть на лю­бой из 35 дней – с 22 мар­та по 25 ап­ре­ля: я имею в ви­ду юли­ан­ский ка­лен­дарь). За­тем бе­рем Зря­чую пас­ха­лию, от­ра­жа­ю­щую вза­и­мо­связь Пас­хи и дру­гих празд­ни­ков. Все ста­но­вит­ся на свои ме­ста: мы ви­дим, ко­гда бу­дет Пас­ха, ко­гда нач­нет­ся Ве­ли­кий пост… Что даль­ше?

Вво­дим по­лу­чен­ные дан­ные в спе­ци­аль­ную ком­пью­тер­ную про­грам­му, ко­то­рая сра­зу же вы­да­ет при­бли­зи­тель­ную схе­му. Но на этом, есте­ствен­но, про­цесс не за­кан­чи­ва­ет­ся. На­обо­рот, он толь­ко на­чи­на­ет­ся. Над со­здан­ной ком­пью­те­ром схе­мой нуж­но дол­го ра­бо­тать вруч­ную.

Без че­ло­ве­ка тут не обой­тись, по­то­му что Ти­пи­кон пред­став­ля­ет со­бой свод не од­но­знач­ных за­ко­нов, а, ес­ли угод­но, об­раз­цов, нуж­да­ю­щих­ся в тол­ко­ва­нии. Со­став­ле­ние ка­лен­да­ря – это в из­вест­ном смыс­ле твор­че­ство. При тол­ко­ва­нии мы опи­ра­ем­ся на опыт на­ших пред­ше­ствен­ни­ков: су­ще­ству­ет ряд тру­дов на эту те­му, на­пи­сан­ных в XIX и XX ве­ках.

– В чем за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма­ти­ка со­став­ле­ния ка­лен­да­ря?

– Неко­то­рые слож­но­сти, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ют с ря­до­вы­ми (не празд­нич­ны­ми) еван­гель­ски­ми чте­ни­я­ми. В чем тут де­ло? Вре­мен­ной от­ре­зок меж­ду Пас­хой од­но­го го­да и Пас­хой сле­ду­ю­ще­го го­да мо­жет иметь раз­ную про­тя­жен­ность. А «рас­пи­са­ние», по­ме­щен­ное в кон­це бо­го­слу­жеб­но­го Еван­ге­лия, «не учи­ты­ва­ет» этот факт.

Ес­ли ве­рить ему, пас­халь­ный год все­гда де­лит­ся на 50 сед­миц. Ря­до­вые чте­ния от­кры­ва­ют­ся пер­вы­ми сти­ха­ми Еван­ге­лия от Иоан­на (на пас­халь­ной Ли­тур­гии), да­лее идет Еван­ге­лие от Мат­фея. По­том (осе­нью) – один из ру­бе­жей. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кая бу­дет Пас­ха (бо­лее ран­няя или бо­лее позд­няя), до пят­ни­цы по Воз­дви­же­нии Кре­ста Гос­под­ня мы успе­ем про­чи­тать все за­ча­ла еван­ге­ли­ста Мат­фея (17 вос­крес­ных дней, 17 сед­миц) или не успе­ем.

Но – в лю­бом слу­чае – с по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Неде­лей по Воз­дви­же­нии, необ­хо­ди­мо на­чать чте­ние Еван­ге­лия от Лу­ки. По­че­му? Здесь за­клю­чен бо­го­слов­ский смысл, свя­зан­ный с за­ча­ти­ем Иоан­на Пред­те­чи, ко­то­рое празд­ну­ет­ся 23 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю. Оно яв­ля­ет­ся пер­вым «зво­ноч­ком», пред­воз­ве­ща­ю­щим Рож­де­ство Хри­сто­во.

О за­ча­тии Пред­те­чи по­вест­ву­ет как раз Еван­ге­лие от Лу­ки. Так вот… Ча­ще все­го ка­кая-то часть Мат­фе­е­ва ря­да оста­ет­ся непро­чи­тан­ной. Воз­ни­ка­ет воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка»: мы от­се­ка­ем оста­ток и как бы пе­ре­сту­па­ем через него. В го­до­вом цик­ле есть еще один по­доб­ный ру­беж – кре­щен­ская «от­ступ­ка».

Неде­ля по Бо­го­яв­ле­нии и Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее ред­ко сов­па­да­ют, ча­ще меж­ду ни­ми оста­ет­ся про­ме­жу­ток. По­лу­ча­ет­ся, что мы уже про­чли весь ряд еван­ге­ли­ста Лу­ки, а Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее еще не на­сту­пи­ла. Что де­лать? Мы идем вспять и еще раз чи­та­ем уже про­чи­тан­ные за­ча­ла.

Ес­ли «пре­ступ­ка» – это от­се­че­ние, то «от­ступ­ка» – это по­втор. Кто-то счи­та­ет, что воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка» не нуж­на, кто-то воз­ра­жа­ет (уже сло­ма­но мно­го ко­пий). В пол­ной ме­ре тра­ди­ция «пре­ступ­ки» и «от­ступ­ки» бы­ла вос­ста­нов­ле­на толь­ко в кон­це XIX ве­ка. Ее «сле­ды» мы ви­дим в ка­лен­да­рях мит­ро­по­ли­та Сер­гия.

– Зна­чит, со­труд­ни­ку Ка­лен­дар­но­го от­де­ла до­ста­точ­но знать Устав?

– Необ­хо­ди­мо… Но это­го недо­ста­точ­но, чтобы со­ста­вить ка­лен­дарь. Неко­то­рые во­про­сы нель­зя раз­ре­шить на ос­но­ва­нии од­но­го Уста­ва. Они свя­за­ны с бла­го­сло­ве­ни­ем свя­щен­но­на­ча­лия. К при­ме­ру, опре­де­ле­ние крас­ных дней ка­лен­да­ря. Возь­мем 2020 год. Цер­ковь празд­но­ва­ла Воз­не­се­ние Гос­подне од­новре­мен­но с те­зо­име­нит­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха.

Предлагаем ознакомиться  Как лечить испуг у взрослых самостоятельно

Устав го­во­рит, что со­вер­ше­ние служ­бы рав­ноап­о­столь­ным Ки­рил­лу и Ме­фо­дию в день Воз­не­се­ния воз­мож­но толь­ко в тех хра­мах, в ко­то­рых пре­стол освя­щен в честь Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Мы же (по пат­ри­ар­ше­му бла­го­сло­ве­нию) объ­еди­не­ние двух упо­мя­ну­тых тор­жеств ука­за­ли в ка­че­стве ос­нов­но­го ва­ри­ан­та для всех хра­мов Рус­ской Церк­ви.

Впро­чем, ос­но­ва­ния для это­го бы­ли: в Уста­ве на­хо­дим пре­це­дент – день па­мя­ти апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Мы все­гда ста­ра­ем­ся опи­рать­ся на пре­це­ден­ты. Или дру­гой при­мер. 2020 год. 9 мая при­хо­дит­ся на Свет­лую сед­ми­цу. Со­вер­шать по­ми­но­ве­ние усоп­ших во­и­нов нель­зя – оно пе­ре­не­се­но на Ра­до­ни­цу.

В сам День По­бе­ды от­слу­жат лишь бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен. Раз­ные бы­ва­ют слу­чаи. Дол­жен за­ме­тить, что в ка­лен­да­ре на­пи­са­но: «По бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла». Это не зна­чит, что Пер­во­свя­ти­тель нас од­на­жды бла­го­сло­вил – и все. Мы дей­стви­тель­но пред­ла­га­ем ему раз­ные ва­ри­ан­ты, он дей­стви­тель­но про­смат­ри­ва­ет их, вы­би­ра­ет, то есть непо­сред­ствен­но участ­ву­ет в под­го­тов­ке ка­лен­да­ря. Так же по­сту­пал и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

– Кто тру­дит­ся в Ка­ле­дар­ном от­де­ле Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии?

– Наш кол­лек­тив со­сто­ит из ли­тур­ги­стов. Неко­то­рые из них пре­по­да­ют, неко­то­рые – пре­по­да­ва­те­ли в про­шлом. Так или ина­че, это их ос­нов­ная спе­ци­аль­ность. Ка­лен­дар­ным во­про­сом нуж­но от­дель­но за­ни­мать­ся, а в ны­неш­них учеб­ных про­грам­мах, к со­жа­ле­нию, на та­кие ве­щи не все­гда вы­де­ля­ют­ся ча­сы.

К то­му же совре­мен­ные сту­ден­ты в ду­хов­ных шко­лах не очень-то жа­лу­ют ли­тур­ги­ку. Увы, ин­те­рес к Уста­ву утра­чен да­же в свя­щен­ни­че­ской сре­де. Взял ка­лен­дарь, взял ука­за­ния – и по­шел. Прав­да, есть лю­ди вни­ма­тель­ные, но их до­воль­но ма­ло. Глав­ный ныне здрав­ству­ю­щий «ка­лен­дар­ный» спе­ци­а­лист – это, без вся­ко­го со­мне­ния, Па­вел Ва­си­лье­вич Ур­жум­цев.

Он ро­дил­ся в 1925 го­ду. В це­лом здо­ро­вье у него сла­бое, но го­ло­ва, сла­ва Бо­гу, по сей день свет­лая. Я ста­ра­юсь с ним ре­гу­ляр­но со­зва­ни­вать­ся, неред­ко об­ра­ща­юсь за со­ве­та­ми. Уди­ви­тель­но, но факт: Па­вел Ва­си­лье­вич при­шел ра­бо­тать в Из­да­тель­ский от­дел рань­ше мит­ро­по­ли­та Пи­ти­ри­ма. Он за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем ка­лен­да­ря око­ло 50 лет. Та­кие лю­ди вы­зы­ва­ют ува­же­ние и вос­хи­ще­ние.

– Чем ка­лен­дарь, ко­то­рый пе­ча­та­е­те вы, от­ли­ча­ет­ся от ка­лен­да­рей дру­гих пра­во­слав­ных по­мест­ных Церк­вей?

– Глав­ное от­ли­чие – это, по­жа­луй, его пол­но­та. Ведь толь­ко у Рус­ской Церк­ви есть та­кой по­дроб­ный ка­лен­дарь. Мы по­ми­на­ем боль­шое ко­ли­че­ство свя­тых, в том чис­ле мно­гих по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных дру­ги­ми Церк­ва­ми. Не всех, ко­неч­но. Но, ес­ли ка­ко­го-то свя­то­го нет в спис­ках, это не зна­чит, что он не яв­ля­ет­ся свя­тым.

Мо­жет быть, гре­ки, сер­бы, ру­мы­ны, бол­га­ры и не хра­нят за се­мью пе­ча­тя­ми тол­стую кни­гу, в ко­то­рой пе­ре­чис­ле­ны все по­движ­ни­ки. Но еже­год­но она не пуб­ли­ку­ет­ся. Есть еще од­но от­ли­чие. Из­на­чаль­но в Рос­сии ка­лен­дарь ис­поль­зо­вал­ся глав­ным об­ра­зом для на­ре­че­ния де­тей. Свя­щен­ни­ки не кре­сти­ли с име­нем, ко­то­ро­го нет в свят­цах. Это су­гу­бо на­ша тра­ди­ция.

Ис­точ­ник: Жур­нал «Пра­во­слав­ное книж­ное обо­зре­ние». Ав­тор: Рус­лан Под­дуб­цев

Цвета облачений и пояснения к ним

Белый цвет Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).
Красный цвет Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.
Золотойцвет или желтый всех оттенков Являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года.
Зеленый цвет Цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.
Голубой или синий цвет Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.
Фиолетовый цвет В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
Черный или темно-коричневый цвет Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.
Оцените статью
Гадание
Adblock detector